Сердце женщины - глубокий океан, полный тайн... (c)
Вот. Как будто для меня специально написано))))
- Геронда, если человек сам себя смиряет, укоряет и говорит:"Я ущербный, никчемный, пропащий человек и т.п.", этим он помогаетсебе стяжать смирение?
- Самому себя человеку легко укорять, но он с трудом принимает упреки от других. Сам про себя он может говорить:"Я жалкий, самый грешный, самыйхудший из всех человек", но при этом от других не может принять ни одного замечания.
***
Самому себя легко смирять, но это не значит, что у человека есть настоящее смирение.
- Геронда, что такое настоящее, подлинное смирение?
- Когда другой тебя унижает, и ты это принимаешь, вот тогда у тебя подлинное смирение, потому что подлинное смирение - это смирение на деле, а не на словах.
***
- А может человек не иметь смирения, но быть кротким и не отвечать, когда его оскорбляют?
- Смиренный человек кроток. Но это не значит, что кто кроток, тот и смирен. В кротости должно быть и смирение, потому что если его нет, то человек может внешне казаться кротким, но внутри быть исполнен гордости и говорить о других:"Они ненормальные, нечего на них и внимание обращать, пусть себе говорят!".
***
- Геронда, что мне поможет в стяжании деятельного смирения?
- Как стяжать смирение? Тебе слово, а ты десять? Не терпишь ни малейшего упрека? Знаешь что, дорогая, когда тебе дается возможность смиряться, смиряйся.
Твое лекарство состоит в том, чтобы вести себя просто, смиренно, как земля: принимать и дождь, и град, и мусор, и плевки, если хочешь освободиться от своих страстей. Унижения от других помогают человеку быстро освободиться от своего ветхого "я", если он их принимает.
- Мне, геронда, нужно много смирения.
- Пойди, купи. Есть много людей, которые продают смирение, даже отдают просто так, только бы ты этого желала....
- Кто они, геронда?
Это люди, которые, не имея доброго духовного расположения, поступают с нами грубо и своим поведением нас унижают.
***
И, хотя просим у Бога смирения, не пользуемся благоприятными возможностями, которые Он нам предоставляет для смирения, но возмущаемся и негодуем. По-хорошему, мы должны быть признательны тому человеку, который нас смиряет, потому что он самый наш большой благодетель. Кто в молитве просит у Бога смирения, но не принимает человека, которого ему посылает Бог для смирения, ьль не знает, чего просит.
***
Когда человек видит себя ниже всех, в самомо низу... вот тут возносится на Небо. А что делаем мы? Сравниваем себя с другими и делаем вывод, что стоИм выше их, "Я лучше этого, - говорим, - и лучше того... Я-то и не то, что он...". Как только в нас поселяется помысел, что другой человек ниже нас, мы закрываем себя для помощи Божией.
- Геронда, когда я признаю добродетель другого, в этом есть смирение?
- Конечно, если ты почитаешь и любишьчеловека, имеющего добродетель, это значит, что у тебя есть смирение и ты на самом деле любишь добродетель. Знак духовного преуспеяния еще вот в чем: что-то хорошее, что есть в тебе, ты не считаешь важным, а самомалейшее добро в другом считаешь гораздо выше твоего, т.е. всегда ценишь добро в другом. Тогда на тебя сходит обильная Благодать Божия. Потому тот, кто считает других выше себя, тот выше, потому что на нем почивает Благодать Божия.
- Геронда, если человек сам себя смиряет, укоряет и говорит:"Я ущербный, никчемный, пропащий человек и т.п.", этим он помогаетсебе стяжать смирение?
- Самому себя человеку легко укорять, но он с трудом принимает упреки от других. Сам про себя он может говорить:"Я жалкий, самый грешный, самыйхудший из всех человек", но при этом от других не может принять ни одного замечания.
***
Самому себя легко смирять, но это не значит, что у человека есть настоящее смирение.
- Геронда, что такое настоящее, подлинное смирение?
- Когда другой тебя унижает, и ты это принимаешь, вот тогда у тебя подлинное смирение, потому что подлинное смирение - это смирение на деле, а не на словах.
***
- А может человек не иметь смирения, но быть кротким и не отвечать, когда его оскорбляют?
- Смиренный человек кроток. Но это не значит, что кто кроток, тот и смирен. В кротости должно быть и смирение, потому что если его нет, то человек может внешне казаться кротким, но внутри быть исполнен гордости и говорить о других:"Они ненормальные, нечего на них и внимание обращать, пусть себе говорят!".
***
- Геронда, что мне поможет в стяжании деятельного смирения?
- Как стяжать смирение? Тебе слово, а ты десять? Не терпишь ни малейшего упрека? Знаешь что, дорогая, когда тебе дается возможность смиряться, смиряйся.
Твое лекарство состоит в том, чтобы вести себя просто, смиренно, как земля: принимать и дождь, и град, и мусор, и плевки, если хочешь освободиться от своих страстей. Унижения от других помогают человеку быстро освободиться от своего ветхого "я", если он их принимает.
- Мне, геронда, нужно много смирения.
- Пойди, купи. Есть много людей, которые продают смирение, даже отдают просто так, только бы ты этого желала....
- Кто они, геронда?
Это люди, которые, не имея доброго духовного расположения, поступают с нами грубо и своим поведением нас унижают.
***
И, хотя просим у Бога смирения, не пользуемся благоприятными возможностями, которые Он нам предоставляет для смирения, но возмущаемся и негодуем. По-хорошему, мы должны быть признательны тому человеку, который нас смиряет, потому что он самый наш большой благодетель. Кто в молитве просит у Бога смирения, но не принимает человека, которого ему посылает Бог для смирения, ьль не знает, чего просит.
***
Когда человек видит себя ниже всех, в самомо низу... вот тут возносится на Небо. А что делаем мы? Сравниваем себя с другими и делаем вывод, что стоИм выше их, "Я лучше этого, - говорим, - и лучше того... Я-то и не то, что он...". Как только в нас поселяется помысел, что другой человек ниже нас, мы закрываем себя для помощи Божией.
- Геронда, когда я признаю добродетель другого, в этом есть смирение?
- Конечно, если ты почитаешь и любишьчеловека, имеющего добродетель, это значит, что у тебя есть смирение и ты на самом деле любишь добродетель. Знак духовного преуспеяния еще вот в чем: что-то хорошее, что есть в тебе, ты не считаешь важным, а самомалейшее добро в другом считаешь гораздо выше твоего, т.е. всегда ценишь добро в другом. Тогда на тебя сходит обильная Благодать Божия. Потому тот, кто считает других выше себя, тот выше, потому что на нем почивает Благодать Божия.
"Старец Паисий Святогорец. "СЛОВА". Том V. Страсти и добродетели".