Сердце женщины - глубокий океан, полный тайн... (c)
А ведь евангельский фарисей в чем-то даже лучше некоторых из христиан. Он хотя бы благодарил Бога за то, что не был ни вором, ни убийцей, ни блудником. Т.е. он осудил действительно очень плохих людей, в том числе преступников. А мы иной раз осуждаем людей за то, что и грехом-то каким-то страшным не является - например, за внешний вид. Или за то, какую музыку человек слушает. И т.д. И человека, который реально ничего плохого не сделал, спешим сразу записать в "заблудшие" и "великие грешники". А между тем люди, которые выглядят не очень благочество (а иногда и вовсе шокируют нас своим внешним видом), в повседневной жизни порою оказываются в большей степени христианами, чем благообразные мы.
Я думаю, что Богу не нужны наши жалкие попытки не зевать во время Литургии и не кушать колбасу в постный день, как и наши строгие, "благочестивые" костюмы и прически, за которые мы себя гордо называем христианами. Он, по словам Иоанна Крестителя, "может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму". Например, сделать святым человека, которого мы отчаянно презираем. Нужно просто немножко больше любить других людей.
Я думаю, что Богу не нужны наши жалкие попытки не зевать во время Литургии и не кушать колбасу в постный день, как и наши строгие, "благочестивые" костюмы и прически, за которые мы себя гордо называем христианами. Он, по словам Иоанна Крестителя, "может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму". Например, сделать святым человека, которого мы отчаянно презираем. Нужно просто немножко больше любить других людей.
Почему осуждают? Мне кажется, тут две вещи. Во-первых, происходит определенная подмена ценностей. Евангелие, скажем так, предъявляет довольно высокие требования христианам. Поэтому человеческий мозг ищет что-нибудь более простое. Одеть длинную юбку, например, гораздо проще, чем простить обиду или чем-то поделиться с неимущим. И в какой-то момент ты уже просто выпадаешь из рнеальности и думаешь: "Как я крут! Одеваюсь правильно, хожу в храм, слушаю правильное радио, говорю правильные слова, читаю правильные книги" и т.д. Потом в твое поле зрения попадают люди, которые всего этого не делают. И стремление быть (выглядеть) лучше других находит для себя пищу. Взаимосвязанный процесс - унижаю других => превозношу себя. И тут получается, как в том афоризме про девственниц. Человек, которому больше нечем гордиться, начинает гордиться тем, что "молицца, постицца и слушает радио Радонеж".
Кстати, читать дальше
Если почитать сначала Иоанна Златоуста и какими словами он кроет тех, кто ему не нравится, а затем про то, что Евангелие учит не осуждать, то ходишь потом немножно озадаченный.
>он пишет о людях, которые распяли Христа
Иоанн Златоуст жил во второй половине третьего века, а говорил о своих современниках. От Христа и его самого, и тех, для кого он писал, и тех, про кого он писал, отделяет такой же временной промежуток, как нас от Тридцатилетней войны и реформ Никона. Даже если принять, что распяли иудеи — нормально ли в наше время говорить подобные вещи обо всех нынешних христианах из-за того, что кто-то из них кого-то убил в семнадцатом веке?
Ситуацию, когда, например, атеист или мусульманин поступает более по-христиански, чем какой-то христианин, я могу сравнить с ситуацией, когда простой подросток из деревни, не учившийся в средней школе, напишет сочинение лучше, чем студент-филолог
И вопрос непонятен. Что именно должно работать на практике?
Извините, что вмешиваюсь. Со второго прочтения не разобралась в вашем диалоге.
Мы не считаем себя лучше. Мы считаем себя в каком-то смысле богаче, благополучнее что ли. Не понимаете разницу?
Так вот, во-первых и в главных, сочувствие тоже может быть оскорбительным — и это очень сложно отследить изнутри, если не знать, куда смотреть. Человек скажет искренне «так жаль людей, которые до сих пор верят в бога, я так рад, что я от этого свободен; я бы им охотно помог, объяснил, что бояться нечего», а потом удивляется, чего это его собеседник смотрит исподлобья. Во-вторых и менее главных, неужели то, что было в этом треде процитировано и сказано об иудеях, как-то похоже на сочувствие и желание поделиться сокровищем?
Как по мне, сочувствие не может быть оскорбительным. Особенно, если сопровождается уважением. Вера может быть проповедана, но не навязана насильно. Я знаю, что история знает разные примеры. Я говорю о том, как должно быть. А человеческий фактор и склонность конкретного человека к насилию - это уже другая тема.
Но как же не может, когда вот примеры выше. Это неправильное, неискреннее сочувствие? Или оно никому на самом деле не может быть оскорбительным, а кто обиделся, сам дурак?
Вот ещё пример. Те же кришнаиты-искконовцы уверены, что уважают христиан. Мол, они неправильно понимают заповедь «не убий», как будто она только про людей, они совершенно зря пытаются обратить в свою веру тех, кто уже и так вайшнав, ещё некоторые детали, где они чего-то недопоняли, но в целом ведь очень хорошее учение. Про христиан говорят (дальше, где курсив, я цитирую Прабхупаду практически дословно, хотя и отрывочно): не надо думать, будто махатмы есть только в Индии, они есть и среди птиц, и среди диких зверей, и в западных странах, разумеется, тоже; у Господа миллионы святых имён, и каждое из них полностью действенно, можно воспевать любое из них; настоящий христианин ничуть не хуже настоящего преданного Кришны; кто истинно любит Господа Кришну, тот истинно любит и Господа Иисуса Христа, кто понимает Иисуса, тот понимает Кришну; Иисус это шактьявеша-аватара, ровно как Мухаммад и Будда, да и как же иначе, он же всем ради Бога пожертвовал, он не простой человек.
Тут даже сочувствия как такового почти не видно, взгляд как на весьма толкового младшего брата. Я лично нахожу это ужасно трогательным, но я понимаю тех христиан, которые от подобного уважения слегка отшатываются. Что думаете вы?
Мне, если честно, все равно, как на меня и моих единоверцев смотрят кришнаиты
не только Златоуст обличает. И то, что он обличает или не всегда ведет себя идеально - совсем не страшно, это эмоции.
Но ведь и Христос обличал иудеев. Плакал о них и обличал. Зачем? Чтобы спасти хоть кого-то. Человек закоренелый в грехе, жажде власти, жажде убийства и проч., какими и были иудеи, распявшие Христа, уже не слышит истину. Таких людей и сейчас навалом, так что обличения актуальны. Ведь их могут услышать другие, кто ещё не "заткнул уши" и "не закрыл глаза".
Вы же не думаете, что Христос обличал из-за собственной гордости? Из Евангелия очевидно, что Он любил свой народ и желал его спасти. Значит, жесткие слова при наличии любви к людям могут являться лекарством, а не орудием убийства.
Другое дело, что мы тут не златоусты и любви у нас нет. К сожалению, мы только учимся любить ближнего, а на нас смотрят как на "соль мира", как на идеал любви, которым мы и должны быть, конечно, но которым нельзя стать вдруг, внезапно начав ходить в храм. Это работа каждой минуты, всей жизни.
Таким образом, обличение Златоуста не равно осуждению фарисея. Надеюсь, понятно объяснил.
Если я христианин - это не значит, что я лучше нехристианина, это значит, что мне повезло, мне открыли то, чего не видят другие. Как я отношусь к другим? С сочувствием. Сочувствие от любви редко может обидеть, тем более, что я его никак не выражаю. Ну, а если вас что-то обижает, это у христиан называется гордостью, что есть самый большой грех. Обижаются гордые люди. И чем больше у вас гордости, тем больше вещей, способных вас обидеть. По-другому: обида - вопрос личностного восприятия.
>Но ведь и Христос обличал иудеев. Плакал о них и обличал.
Это принципиально другое — он не обличал их с позиции «сам я не иудей и это хорошо».
>Из Евангелия очевидно, что Он любил свой народ и желал его спасти.
Такой искренний подход был возможен тогда; он не сработает сейчас, когда иудеи не свой народ для христиан (даже для крестившихся евреев это теперь работает совсем иначе), а христиане не часть своих для иудеев. Сам процесс этого размежевания у того же Златоуста хорошо виден.
иудеи не свой народ для христиан
собственно, как сказал ап.Павел: "во Христе нет ни еллина, ни иудея", так что христиане - это новый народ. Все остальные народы - нехристиане. Почему я, как христианин должен как-то по особенному относиться к евреям, или армянам, или казахам? У меня нет никакого особенного отношения к евреям, как к народу, или правоверным иудеям, как к религиозной общности.
Что касается высказывания "они распяли Христа", то основывается оно, скорее всего на крике толпы, требовавшей распятия: "кровь Его на нас и на детях наших".
На детях - это на всем потомстве. И все-таки, я лично далек от мысли обвинять всех евреев в распятии Христа. И, собственно, считаю это нехристианским подходом вовсе. Скорее это несчастье еврейского народа, за который этот народ платит на протяжении всей истории с момента распятия Христа. Но вина ли это нынешних иудеев? Нет, конечно. Так же дети несут болезни родителей не по своей вине, а по закону наследственности.
Что касается Златоуста, то тут обязательно рассматривать исторический контекст. Он часто отвечал именно на действия своего непосредственного окружения. Разбирал остросоциальные вопросы, скажем так)
Считать их своими давно нет никакой причины, размежевание много веков как завершилось. А вот особое отношение христиан к иудеям, разумеется, есть (стали бы вы рассказывать про несчастье казахского народа или наследственную болезнь армян?), и со стороны это очень хорошо видно, и это очень интересное явление. Вот самаритяне тоже до сих пор существуют, но на них христианам в массе пофигу — но это в целом понятно, там и роль эпизодическая, и контактов массовых давно не было.
>во Христе нет ни еллина, ни иудея
И это тоже очень характерно: сейчас, почти две тысячи лет спустя, мы наблюдаем народ греков-христиан, но лишь разрозненных, маргинальных греков-политеистов, больше напоминающих реконструкторов, а не верующих; и мы наблюдаем народ евреев-иудеев, но лишь разрозненных, маргинальных евреев-христиан, за поколение-другое растворяющихся в других народах.
я могу долго и со вкусом рассказывать, почему армяне не православные, например)
Особое отношение к иудеям, наверное, есть. Ведь и сам «апостол язычников» говорит о нем в «Послании к Евреям» "Неужели Господь забыл народ свой? Никак!" И потому что первые христиане были иудеями. И потому, что нам, пока ещё земным людям, мила земля, по которой ходил Спаситель.
Этот грязный, шумный, заплеванный, сто раз оскверненный, поднятый на два метра за две тысячи лет город, на мощенные улицы которого и по сей день выливают помои. Пусть такой. Но там ходил и проповедовал Спаситель. И пусть место и национальность это всего лишь условность, для нас, но пока мы на земле, они имеют значение.
Только вот надо четко понимать, что антисемитизм - явление антихристианское. Это все равно что идти убивать за Христа, в то время, как Он проповедовал: "Любите друг друга". Но ведь то же самое можно сказать и про любой национализм (не путать с патриотизмом). "По делам их узнаете их".
народ греков-христианнарод евреев-иудеев
монотеизм объединяет)
Кстати, если вам интересна тема евреев-христиан и правильного отношения христиан к евреем, то очень советую почитать послание ап.Павла к Евреям. Это то, как должно быть. Евангелие и послания апостолов - это Священное Писание, это то, чему мы следуем и дела наши и утверждения можно сверять по нему. И если христианин делает что-то, что противоречит Св.Писанию, то он не христианин. Все просто
Вообще, это послание очень отличается от других посланий ап.Павла, которые он (преимущественно) адресовал христианам из язычников, но во всех его посланиях постоянно поднимается тема иудей и язычник - братья во Христе. Это то, что он пытался внушить людям, желающим как обычно разделяться на народы, веру, привычки, образ мысли, кланы, группировки, районы и проч. и проч.
>Только вот надо четко понимать, что антисемитизм - явление антихристианское. Это все равно что идти убивать за Христа, в то время, как Он проповедовал: "Любите друг друга".
Многим христианам, включая авторитетных в своей среде, ни то, ни другое ясно не было. Можно, конечно, назвать их неправильными христианами, делающими неправильный мёд. Вы — изнутри, из живой традиции — так сделать можете, я — извне и рассуждая теоретически — с этим согласиться не могу, для меня это выглядит как «в христианстве бывает и так, и наоборот».
>советую почитать послание ап.Павла к Евреям
Это очень интересный документ, но я его также очень плохо понимаю. Верно ли я понял, что оно адресовано евреям-христианам?
а почему бы не рассматривать таких «христиан» как волков, в овечьей шкуре? всё таки более справедливым будет думать, что христианин - это тот, кто старается следовать заповедям Христа, а не наоборот.
Верно ли я понял, что оно адресовано евреям-христианам?
да, и евреям сомневающимся
вот, кстати, ап.Павел, сам иудей и фарисей, несомненно любил свой народ и обличал его с любовью.
Это очень интересный документ, но я его также очень плохо понимаю.
это нормально. никто из нас не поймет всего, наверное)
но есть толкования. и я, может, смогу что-то пояснить.
>христианин - это тот, кто старается следовать заповедям Христа
Вы их так рассматривать можете, именно потому, что сами этим заповедям стараетесь следовать. Если так начну говорить я, это будет нечестно: пришёл какой-то чувак со стороны и рассуждает, кто волк, кто не волк. Я могу про таких людей сказать «они мне не нравятся». Сказать «они не христиане» я не могу.
>но есть толкования
Ок, поищу)