Если детей в семье хотя бы двое-трое, тогда уже многое проще. Но, если ребенок один, он ни в коем случае не должен быть самым главным человеком. Он не должен занимать лучшее место и получать самый вкусный кусок за столом. И не нужно подчинять ему весь внутренний мир семьи, распорядок дня и т.д. Ребенка обязательно надо любить, ласкать, с ним надо общаться, им надо заниматься, его надо хорошо кормить, одевать и развивать. Только вот баловать нельзя. Ребенок должен расти с ощущением, что главные люди в его семье - это папа и мама или бабушка с дедушкой, или кто-то один из них (глава семьи), если семья патриархальная, но никак не он. Повторюсь, что в многодетной семье (если правильно расставить акценты изначально) это может происходить естественно. Старших детей в детства учат заботиться о младших, младшие учатся слушаться старших, и те, и другие при необходимости должны уметь уступать друг другу. В больших семьях методы воспитания родителям подсказывают часто обычные повседневные обстоятельства. Маме, у которой один ребенок, может быть проще самой что-либо быстро сделать, чем попросить ребенка. А та, у которой детей несколько может уже просто физически не справиться без их помощи. Многодетные мамы как правило (опять-таки в силу обстоятельств) меньше жалеют своих детей и поткают их капризам. В результате дети становятся вырастают более терпеливыми и выносливыми. Например, мы вот с Матушкой как-то об этом говорили (она вырастила 12 детей, если кто не помнит). И она мне рассказала такую вещь: "Вот они у меня летом в деревне босиком везде бегали. И меня соседи хвалили: "Хорошо вы их закаляете!", а у меня просто сил не хватало за всеми уследить, что бы они обувались.... А в результате права закаленные все". Возможно, кому-то из вас сейчас этот пример показался противоречивым, так что спешу Вас успокоить. Во-первых, Матушка по образованию сама врач. А, во-вторых, ей удалось вырастить шестерых абсолютно здоровых и кепких ребят и столько же красивых и здоровых девчонок.
И еще один момент. Когда я говорю о "жалении" я имею в вижу именно попустительство и баловство. И еще вот что. Сейчас приведу пример. Помните, сколько вони поднялось, когда возникла идея обучать детей-инвалидов в обычных школах вместе со здоровыми ребятами. Очень многие родители чуть ли не кинулись на демонстрации с криками типа: "Не позволим травмировать психику наших детей!". Поперли бы те же самые родители на митинги, если бы их детям в школе стали какой-нибудь секс-просвет толкать? Христианское богословие учит тому, что бояться не надо ничего, кроме греха. И если посмотреть на это с позиции родителя и воспитателя, то станет ясно, от чего надо ребенка действительно беречь, а что наоборот только поможет воспитать его ЧЕЛОВЕКОМ. Когда царевны, старшие дочки Николая II вместе со своей мамой-императрицей работали в госпиталях, ухаживая за раненными солдатами, им было 15-16-18 лет. Они видели много человеческого горя, крови и слез, ухаживали за молодыми ребятами, оставшимися без ног и без рук, и не боялись этого. Рвались сами. И две младшие девочки расстраивались, что из-за малолетства их не пускают к тяжелым больным вместе со старшими. Но все они были чистыми и целомудренными, потому что их родители сделали все, что могли, для того, что бы их детей не окружала пошлость и нравственная грязь. В то же время у царицы были все возможности для того, что бы "поберечь" своих дочек и превратить их в тепличные растения. Сохранился рассказ кого-то из солдат о том, как он пожаловался навестившему госпиталь Императору на забывчивость одной из сестер милосердия. Царь сделал ей выговор, а потом выяснилось, что это была одна из царевен... А как ведут себя современные отцы, если на их драгоценное чадо вдруг кто-то пожалуется? Могут ведь и морду набить за свою кровиночку. Но Александра Феодоровна воспитывала своих детей так, потому что сама так была воспитана. Ее мама тоже занималась благотворительностью, каждые выходные посещала больницы, приюты и дома престарелых и всегда брала с собой детей, приучая их делать добрые дела.
Мне кажется, что ребенка не нужно прятать от проблем, неприятносей и возможных конфликтов. Его нужно с детства учить их решать и преодолевать. И последнее, на мой взгляд, самое трудное, потому что меня, например, чаще именно берегли, прятали или решали за меня. Особенно в детстве. Единственное, в чем мама проявила твердость до конца, и я ей за это безмерно благодарна, это в деле моего воцерковления и религиозного воспитания.